|
Образовательная политика |
|
5–21 |
В статье рассмотрен процесс реформирования российского образования на протяжении значительного исторического периода — ХIХ–XX вв. Установлены социально-политические и культурнонравственные основания реформ. Целостное рассмотрение процесса реформ российского образования позволяет определить ряд повторяющихся, а следовательно, достаточно устойчивых закономерностей, учет которых позволит более продуктивно осуществлять преобразования современной российской школы.
| |
|
22–56 |
Daniel W. Rossides. Knee-Jerk Formalism: Reforming American Education // Journal of Higher Education. V. 75. Iss. 6. 2004. P. 667+. Ohio State University Press.
| |
|
57–67 |
В статье дается анализ состояния ресурсного обеспечения высшего образования, сложившегося в результате реформирования модели его финансирования, существовавшей с 50-х годов прошлого века. Анализируются причины реформы и ее последствия, обосновывается несостоятельность мифа о бесплатности высшего образования. Автор рассматривает основания и возможные сценарии введения платы за образование, а также необходимость преодоления сложившихся представлений о взаимосвязи платности и доступности образования.
| |
Теоретические и прикладные исследования |
|
68–80 |
Множество факторов влияют на индивидуальный путь ученого: научная школа и личные взаимоотношения с учителями, «оппонентный круг» и перипетии научной карьеры, изменение парадигм в широком научном сообществе и отношения в первичном научном коллективе, личные пристрастия и общественная атмосфера. Процесс становления творческой индивидуальности загадочен почти во всех этих составляющих. Констатация влияния атмосферы эпохи на научное творчество является, пожалуй, одной из самых тривиальных. Конкретное исследование взаимодействий социальных факторов с самим содержанием науки далеко не всегда, однако, оказывается возможным.
| |
|
81–101 |
В статье реформа школьной географии середины 1930-х годов представлена в категориях картографического поворота. Превращение карты в основу учебных курсов, перевод географических знаний в визуальный формат и проявление внимания к картографическим навыкам учащихся автор рассматривает на фоне важнейших символических событий эпохи. Преобразование советской реальности происходит в географическом пространстве, затрагивает природу, но именно благодаря карте обретает свою видимость и убедительность. Это обстоятельство позволяет уточнить статус новой политики в отношении школьной географии: она является производной от политического (в широком смысле) использования географической карты.
| |
|
102–121 |
В статье рассмотрен процесс реформирования отечественного высшего образования в 20–30-е годы ХХ в. на примере Томского государственного университета. В это время руководством страны совместно с вузовской научно-педагогической общественностью осуществлялся поиск наиболее оптимальной модели высшего образования. Определялись круг необходимых специалистов, профиль их подготовки, организация, содержание и сроки обучения, методическая база учебного процесса, принципы аттестации студентов и молодых специалистов. В итоге сложилась система университетского образования, ставшая результатом соединения традиций дореволюционной русской высшей школы и советских новаций, осуществленных в обозначенный период.
| |
|
122–140 |
Движение за равное с мужчинами право женщин на образование стало первым этапом на пути к их эмансипации. В связи с удаленностью Сибири от центра страны вопрос о получении женщинами высшего образования здесь стоял особенно остро. В статье представлены результаты исследования деятельности Сибирских высших женских курсов и Томского госуниверситета. Получение женщинами высшего образования в этих учебных заведениях имело и еще одно важное следствие: была решена проблема недостатка врачей и преподавателей в Сибирском регионе.
| |
|
141–152 |
В статье на примере старейшего сибирского высшего учебного заведения — Томского медицинского института — анализируются преобразования высшей медицинской школы в контексте общего реформирования советского общества в 1920–1930-х годах. «Разукрупнение» классических университетов и реорганизация их по отраслевому принципу в ходе реформы высшей школы зачастую приводили к созданию нежизнеспособных институтов. Вузовская аудитория — дети рабочих и крестьян — была не готова к новым методам преподавания. В результате многие поспешные нововведения, не оправдав себя на практике, ушли в прошлое.
| |
|
153–195 |
Переход от школы к работе создает серьезные проблемы и для американской молодежи, и для работодателей. Поскольку теории, взятые по отдельности, с трудом концептуализируют причины этих проблем, настоящая статья дает обзор сразу четырех теорий, проясняющих разные аспекты этого процесса: теории сегментированного рынка труда, теории человеческого капитала, теории сигналов и теории сетей. Кроме того, наш обзор сравнивает систему перехода, сложившуюся в Америке, с системами перехода, существующими в Японии, Германии и Великобритании. Это позволяет обнаружить теоретические и практические вопросы, недостаточно освещенные или слабо проанализированные в американской литературе. Мы разворачиваем теорию сигналов с тем, чтобы рассмотреть, каким образом молодежь использует сигналы, как работодатели используют спорные сигналы (например, возраст) и при этом игнорируют потенциально более информативные (например, оценки), отдают предпочтения сигналам, эффективным в краткосрочном периоде, но неэффективным в долгосрочном. Мы расширяем теорию сетей таким образом, что она включает и личные контакты, и институциональные связи. Мы выявляем, каким образом плохие сигналы могут воздействовать на планы и мотивацию молодых людей, что последние перестают реагировать на запросы рынка, а также как институциональные сети могут влиять на учебный процесс и процесс вхождения в занятость в Соединенных Штатах. Рассматриваются выводы, значимые для развития теоретических представлений, разработки политических решений и проведения дальнейших исследований.
| |
Содержание образования |
|
196–204 |
| |
Практика |
|
205–223 |
| |
|
224–230 |
В статье изложены современные представления об основах профориентации как важнейшей формы развития и становления личностного и профессионального самоопределения человека. Автор затрагивает как историко-культурные предпосылки профориентации за рубежом, так и психологические причины возникновения профориентации в России. Особый акцент сделан на рассмотрении общей логики развития профориентации в странах с высокой и невысокой психологической культурой.
| |
Дискуссия |
Александров Д. А.
,
Князев Е. А.
,
Кордонский С. Г.
,
Кузьминов Я. И.
,
Плюснин Ю. М.
,
Филонович С. Р.
,
Фрумин И. Д.
,
Юдкевич М. М.
,
Куренной В. А.
Судьба университетов в России (Круглый стол, 16 ноября 2006 г., Москва)
|
231–253 |
| |
Статистика и социология образования |
|
254–267 |
В статье представлены изменения, происходящие в системе образования, в контексте более широких социальных процессов, таких как урбанизация и переход к постиндустриальному обществу. Целенаправленные и стихийные действия в образовательной сфере анализируются на основе данных, полученных в ходе опросов учащихся, родителей, учителей и директоров учебных заведений. Особое внимание уделяется школе как социальному институту — ее возможностям и ограничениям в усвоении вводимых новшеств, вопросам ее взаимодействия с обществом, а также необходимости ее собственного реформирования.
| |
Архив |
|
268–284 |
| |
|
285–290 |
| |
Книжные обзоры и рецензии |
|
291–299 |
В статье представлен обзор ряда исследований эффективности образования в школе, проведенных в последние десятилетия в странах Европы и США. Особое внимание уделено влиянию факторов различных уровней — школы, учителя, ученика — на образование, а также возможным причинам кризисного состояния современной школы.
| |
Письма в редакцию |
|
300–302 |
Анонс мероприятия: Среди участников и экспертов российской системы образования довольно распространенным является мнение о пропасти, лежащей между образованием и наукой. В российских университетах наблюдается низкая исследовательская активность студентов и преподавателей, не существует практики обсуждения и обучения исследовательской работе — научная деятельность не является престижной, доходной, полезной. Причем данная точка зрения характерна для представителей как естественных, так и социальных наук. Одним из возможных вариантов преодоления такого состояния становится формирование институциональных образований, которые стимулировали бы специалистов из различных областей социальных наук к обсуждению и критическому разбору как самих исследовательских работ, так и их результатов, а в итоге — к формированию высоких стандартов реализации исследовательских проектов. Подобным институциональным образованием становится Летняя школа.
| |